Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Содержание
  1. Применение огнестрельного оружия: кто может применять и в каких случаях
  2. О чем говорится в законе
  3. В каких случаях полицейские могут применить оружие
  4. В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам
  5. В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими
  6. В каких случаях может применяться оружие частным охранником
  7. В заключение
  8. Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов
  9. Меню
  10. Федеральный закон от 03.04.95 N 40-ФЗ
  11. §1.
  12. Виды ответственности военнослужащих
  13. Дисциплинарная ответственность
  14. Административная ответственность
  15. Материальная ответственность
  16. Гражданско-правовая ответственность
  17. Уголовная ответственность
  18. Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ
  19. Условия и порядок применения оружия
  20. Классификация оружия.
  21. Гражданское оружие.
  22. Служебное оружие.
  23. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
  24. Условия и порядок применения огнестрельного оружия частными охранниками.
  25. Действия охранника после применения огнестрельного оружия
  26. Особенности применения отдельных видов специальных средств
  27. Условия применения частными охранниками специальных средств
  28. Порядок хранения оружия и боеприпасов.
  29. Техника безопасности при обращении с огнестрельным оружием
  30. Меры безопасности при обращении с оружием (заряжание – разряжание)
  31. Техника безопасности при проведении стрельбы из пистолета в тире
  32. Применение оружия сотрудниками пограничных органов
  33. Advocatus54.ru
  34. Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов
  35. Порядок применения оружия сотрудниками пограничных органов
  36. Правовые основы применения оружия сотрудниками пограничных органов

Применение огнестрельного оружия: кто может применять и в каких случаях

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов.

В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.

О чем говорится в законе

Применение оружия в России оговорено несколькими законами. На эту тему, в частности, говорит закон «Об оружии», о том же говорится в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», о том же самом говорит и федеральный закон (ФЗ) «О полиции». Всё это правовые основы применения огнестрельного оружия.

В каких случаях полицейские могут применить оружие

В «Законе о полиции» (в частях 1-3 статьи 23) перечислены все ситуации, дающие право сотруднику полиции на применение служебного оружия. Там же оговорено, что помимо перечисленных ситуаций, все прочие попытки применения оружия должны считаться незаконными, а, следовательно, и недопустимыми.

Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:

  • Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;
  • Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.

Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.

Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:

  • Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;
  • Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;
  • Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;
  • Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;
  • Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;
  • Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.

Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.

Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:

  • Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;
  • Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;
  • Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;
  • Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.

Закон о применении оружия (ст. 23 «Закона о полиции») не только разрешает, но также и запрещает какое бы то ни было применение оружия:

  • Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;
  • Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.

Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.

В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам

Рядовые граждане, обитающие в России, также могут применить огнестрельное оружие. Таким правом их наделил федеральный закон «Об оружии». При этом в закон оговаривается, что стреляя из огнестрельного оружия, российский гражданин обязан иметь четкое осознание: если он превысит степень необходимой самообороны, то понесет ответственность.

Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:

  • Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;
  • Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;
  • По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;
  • Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.

В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.

Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.

В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими

Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.

Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:

  • Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;
  • Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;
  • Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.

В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.

В каких случаях может применяться оружие частным охранником

Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности». В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:

  • Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;
  • Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет.

Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта.

Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.

В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.

Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.

В заключение

Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное.

Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях.

Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.

Источник: https://WarWays.ru/organy-vlasti/primenenie-ognestrelnogo-oruzhiya.html

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (далее по тексту – Порядок применения оружия)[6]. Одна из причин, по которой государство меняет правила, достаточно банальна.

«За два десятилетия, последовавшие за развалом Советского Союза, на российско-казахстанской границе успели сформироваться устойчивые преступные группировки, которые наживаются на контрабанде. Только в Омской области таких групп около десятка. Они объединяют несколько сотен криминальных элементов.

Возить наркотики и импортные товары через границу оказалось весьма доходным предприятием. Для иллюстрации – водка в Казахстане почти в четыре раза дешевле. Навар получается солидный.

Ради такого куша контрабандисты готовы на все, даже лезть под пули сотрудников правоохранительных органов и пограничников. И с каждым годом они действуют все более дерзко и нагло»[7].

противодействия законным требованиями о соблюдении установленных правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и обеспечения собственной безопасности;

задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление:

незаконного изменения прохождения линии Государственной границы на местности.

Важную роль, в признании действий представителей власти, а именно сотрудников Федеральной службы безопасности, применяющих оружие правомерными независимо от противоправных общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия.

Существуют две группы условий.

Меню

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемые к пограничным поискам, операциям и другим мероприятиям по защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи. Полномочия пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты Государственной границы ст. Применение оружия и боевой техники.

Федеральный закон от 03.04.95 N 40-ФЗ

Купить систему Заказать демоверсию.
Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний. Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

В той же статье в абзаце 2 установлено: “оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств…”

Как видно из приведенных примеров, одни и те же случае, требующие “употребления” оружия, предусматривают различные действия с оружием: и применения, и использования. В подзаконных актах, принимаемых во исполнение закона органами исполнительной власти, в том числе и Федеральной службой безопасности Российской Федерации разброс употребляемых значений еще шире.

Использование оружия, также как и применение, в техническом отношении представляет собой производство выстрела из огнестрельного оружия, и в этом смысле данные термины можно рассматривать как синонимы.

ФСБ России

Полномочия по применению и использованию оружия и боевой техники в защите и охране Государственной границы содержатся в законе Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 января 1998 года № 20 “Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ”, принятом во исполнении закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” и регламентируют случаи, условия и порядок применения оружия в защите Государственной границы Российской Федерации.

Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия и боевой техники, в законодательстве Российской Федерации, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным.

Заметим, что в общероссийской прессе довольно часто встречаются публикации с сообщениями о фактах применения оружия пограничниками и наступившими тяжелыми последствиями (смерть лиц, пересекающих границу).

Так, например, в 2009 году «Российская газета» сообщала, что «на российско-украинской границе вчера стреляли.

При попытке пересечения кордона в неположенном месте российские пограничники попытались задержать гражданина Украины.

Федерации, касающиеся применения оружия порой толкуются неоднозначно. [12]

В пункте 2 статьи 27 Федерального закона “О Государственной охране”[13] от 27 мая 1996 года определено, что “сотрудники федеральных органов государственной охраны, кроме того, имеют право использовать (не применять) оружие в случае:

1) необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает опасность для жизни и здоровья людей;

2) защиты людей от угрозы нападения опасных животных;

3) предупреждения о намерении применить оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи”

Несколько иначе раскрывается содержание исследуемых словарных значений в законе Российской Федерации “О государственной границе Российской Федерации” от 1 апреля 1993 года.

Внимание

Уголовного кодекса РФ о необходимой обороне.

В данном параграфе мы провели систематическое рассмотрения порядка применения оружия сотрудниками ФСБ РФ, дали основания применения сотрудниками ФСБ России оружия, выяснили в каких случаях оно может применяться. Опираясь на ссылки законодательства, провели подробный анализ полномочий сотрудников органов Федеральной службы безопасности по применению оружия.

§1.

Источник: https://sy37.ru/pravovye-osnovy-i-sluchai-primeneniya-oruzhiya-voennosluzhashhimi-pogranichnyh-organov

Виды ответственности военнослужащих

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Каждый гражданин РФ, занимая ту или иную должность, принимает на себя ряд обязательств.

Любая деятельность регламентирована законами Российского Государства и человеку придется нести ответственность, если он нарушил или проигнорировал установленные правила.

Лица, находящиеся на службе Вооруженным силам нашей страны, подчиняются не только законам РФ, но и более узким уставным документам.

Военнослужащий — лицо, обеспечивающее защиту и безопасность государства.

Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы (Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №141-ФЗ).

Лица, служащие Вооруженным Силам РФ, равны перед законом, звание и должность не имеют значение.

К военнослужащим приравниваются служащие по контракту, граждане, проходящие срочную службу, лица, призванные на военные сборы, курсанты военных училищ и другие (Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, часть 2).

В случае, если человек, находящийся на военной службе пренебрег своими функциями, намеренно или случайно допустил правонарушение, ему придется понести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного действия.

Военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

В зависимости от характера и тяжести деяния, к военнослужащему будет применен какой-либо из видов юридической ответственности. При этом у гражданина есть право доказать свою неповинность.

Дисциплинарная ответственность

Такой вид ответственности следует при целенаправленном или случайном нарушении воинского порядка, которое не имело серьезных последствий. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности если:

  • проступка не произошло;
  • действие (бездействие) содеяно по причине психического нездоровья;
  • за проступок уже было получено наказание;
  • прошел год или более года с момента свершения проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами обозначены другие сроки привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности;
  • военнослужащий уволился из армии или период военных сборов закончился (п. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

За правонарушение к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, может применяться ряд дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнения из расположения части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение в должности или звании на одну ступень;
  • досрочное прерывание военной службы;
  • отчисление из военных образовательных учреждений;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест (Дисциплинарный Устав ВС РФ, Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140)

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495), заключение о дисциплинарном наказании могут выносить командиры в отношении подчиненных, дежурные по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным им по воинскому чину, начальники гарнизона и т.д.

При этом, командир, на свое усмотрение, имеет право ограничится устным предупреждением. Если же военачальник считает, что его власти не достаточно и наказание должно быть строже, он обязан ходатайствовать к вышестоящему командованию.

Административная ответственность

Применяется к гражданам, которые допустили административное преступление, по причине игнорирования или неправильного исполнения своих прямых обязанностей по службе.

При расследовании в расчет берутся характер проступка, личность правонарушителя и его материальное положение.

В случае вины военнослужащего чаще всего административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Виды административного наказания:

  • предупреждение – выносится, если военнослужащий впервые нарушил закон и проступок не повлек серьезных последствий;
  • административный штраф — не распространяется на сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящим военную службу по призыву, курсантов военных училищ до подписания контракта о прохождении военной службы (Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»);
  • конфискация орудия с помощью которого было совершено административное нарушение;
  • лишение специального права (от 1 месяца до 3 лет);
  • административный арест (до 15 суток или дольше по решению суда);
  • административное выдворение из Российского Государства подданных других стран или лиц без гражданства;
  • дисквалификация – лишение права замещать определенные должности или заниматься деятельностью, обозначенную в статье 3.11 КоАП РФ. Срок наказания от 6 месяцев до 3 лет;
  • административное приостановление работы юридических лиц, с целью предохранения от угроз жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, заражений и т.д. (п. 3.12 КоАП РФ);
  • обязательные работы — выполняются гражданином в свободное от военной службы или учебы время без материального вознаграждения.

Материальная ответственность

Наступает в случае, когда военнослужащий нанес имущественный вред другому человеку или юридическому лицу. Виновный должен возместить урон в том объеме и порядке, который регламентирован трудовым законодательством РФ:

  • Военнослужащие, находясь при исполнении, несут материальную ответственность, регулируемую Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ«О материальной ответственности военнослужащих». Но если ущерб произошел вне служебного времени, то наступает гражданско-правовая ответственность, распространяющаяся на любого подданного РФ.
  • Если ущерб вызван исполнением распоряжений командира или в результате обоснованных действий, то штрафа для военнослужащего не последует. В этом случае, возмещать урон должно юридическое лицо, т.е. военная часть (ст. 1068 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Данный вид ответственности наступает, когда военнослужащий допустил незначительное правонарушение или причинил материальный ущерб, не находясь на службе. При этом наказание регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливается в результате опасного преступления и регулируется Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий, как и каждый гражданин России, должен понести наказание, независимо от должности и звания.

Особенности военной службы в том, что лицо привлекается не только за общеуголовные преступления, но и за особые военные деяния(регламентированы военным уголовным законодательством).

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

  • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы. В армии действуют уставные отношения, при которых нижестоящее лицо подчиняется приказам начальства. Если данная цепочка нарушена, то этот факт расценивается как сопротивление командующему. К противодействиям относится не только неповиновение вышестоящему лицу, но и в физическом или моральном воздействии на него. В качестве наказания может быть выбрано заключение под арест сроком до 2 лет. В случае, если существуют отягощающие условия (группа лиц, применение оружие, нанесение ущерба здоровью или причинение смерти), то суд имеет право лишить человека свободы до 8 лет.
  • Насильственные действия в отношении начальника. Под такими поступками понимаются избиение, нанесение незначительных увечий, ограничение свободы, пытки и т.д. Максимальная мера наказания — 8 лет лишения свободы.
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности. В этом случае чаще всего страдает честь и достоинство человека, в результате издевательств над ним (лишение еды, сна, свободы передвижения и другое). Реже причиняется легкий ущерб здоровью. Мера наказания — заключение под стражу от 2 до 10 лет.
  • Оскорбление военнослужащего – унижение чести и достоинства человека, нанесенное в неприличном виде, выраженных в устной и письменной речи, а также набором оскорбительных действий. Наказание следует в форме заключения под арест сроком до полугода.
  • Самовольное оставление части или места службы. Под термином понимается отбытие из части без позволения командующего сроком от 2 до 10 дней. К этому преступлению приравнивается неявка без предупреждения или без веской причины в расположение части после увольнения, отпуска, командировки и другое. Если военнослужащий отсутствует на месте службы более двух суток, наступает уголовная ответственность. С каждым днем наказание усиливается. Например: отсутствие до 10 суток — лишение свободы до 1 года (ст. 337.1 УК РФ). Если военнослужащий не явился в часть более 1 месяца — заключение до 5 лет.
  • Дезертирство — побег из части по доброй воле, с целью увиливания от военной службы. Если будет доказано, что уклонение произошло по серьезным причинам, то военнослужащий может избежать наказания. Если преступление признано дезертирством, то карается лишением свободы до 7 лет.
  • Дезертирство с оружием. В случае побега военного с оружием, выданным по заданию, или отклонение от службы в составе группы по заранее согласованному плану — то гражданину грозит заключение 10 лет.
  • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами. Если военнослужащий имитирует болезнь, преувеличивает симптомы существующего недомогания, занимается подлогом медицинских документов или умолчивает о факте выздоровление – такие действия расцениваются как преступление против военной службы. За эти деяния можно лишиться свободы на 1 год. А если лицо пытается казаться больным, чтобы добиться вынесения решения о полной негодности к военной службы, то, в случае обнаружения доказательств данного правонарушения, человеку грозит заключение на 7 лет.
  • Нарушение уставных правил караульной службы. Военнослужащие, находящиеся в карауле занимаются охраной и, в случае нападения неприятеля, оборонной военных и государственных объектов, а также всего имущества: техники, оружия и т.д. Действия караульных регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Если военнослужащий совершил поступок, расходящийся с интересами государства (покинул пост, заснул, пропустил граждан без разрешительных документов и т. д.), то для этого лица последует уголовное наказание — от 2 до 7 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  • Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Патруль занимается охраной личного состава и собственности военной части, контролирует порядок в расположении, а также на вверенной территории (железнодорожные станции, аэропорт, военный городок и т.д.). Если военнослужащий нарушил уставные правила несения внутренней службы, покинул пост по собственной инициативе, изменил маршрут следования, применил оружие или физическую силу, не имея на то достаточных оснований, то будет признан виновным в преступлении и ограничен по службе сроком до 2 лет или лишится свободы (если деяние вызвало тяжелые последствия) до 5 лет.
  • Утрата военного имущества. Военнослужащий обязан не только хранить собственность военной части, но предпринимать меры по уходу за ней. В случае, если оружие, техника и другое было утеряно или повреждено по неосторожности, на виновного может быть наложен штраф, ограничение по службе до 2 лет или лишение свободы на 2 года.

В Российской Федерации существует структура, военная полиция, которая создана для защиты естественных прав военнослужащих. К функциям данного органа относятся: сохранение порядка и дисциплины в армии, оберегание военных объектов, регулирование дорожного движения в Вооруженных Силах и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=6RXl3gjc8eU

Именно военная полиция расследует преступления, совершенные военнослужащим или лицом, призванного на военные сборы, осуществляет дознание, разыскивает дезертиров и т.п.

Армия — опора Государства, которая защищает границы страны, ее интересы и права. Поэтому за всеми правонарушениям, совершенными военнослужащими, осуществляется жесткий контроль.

И если будет доказано, что гражданин, находящийся на службе Вооруженных Сил РФ, виновен в противоправном деянии, то понесет ответственность по закону. Самый верный способ избежать наказания – не совершать преступления и действовать согласно нормативных документов Российской Федерации.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/vidy-otvetstvennosti-voennoslujascih-5c532cf9f3e87e00ad215028

Условия и порядок применения оружия

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Классификация оружия. Условия и порядок его применения частными охранниками. Техника безопасности при обращении с оружием.

Классификация оружия.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (Об оружии) регулирует и определяет правовую основу оборота оружия и основных частей огнестрельного оружия на территории РФ.

Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из РФ.

Оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее – конструктивно сходные с оружием изделия).

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

гражданское;

служебное;

боевое ручное стрелковое и холодное.

Гражданское оружие.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;

огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства;

2) спортивное оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное;

холодное клинковое;

метательное;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации.

Служебное оружие.

К служебному оружию относится:

оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции;

огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, а также изготавливаемое для поставок в другие государства.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом РФ (О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации), и в пределах предоставленных лицензией прав.

Условия и порядок применения огнестрельного оружия частными охранниками.

Условия и порядок применения:

Оружие применяется как крайняя мера. Охранник при применении огнестрельного оружия обязан:

предупредить о намерении его использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственно опасность его жизни и здоровью;

стремится в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Предупреждения:

(Стой, стрелять буду!)

Извлечение из кобуры и досылка патрона в патронник.

Выстрел в воздух.

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить огнестрельное оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности.

Запрещается также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от его применения могут пострадать посторонние (третьи) лица.

Действия охранника после применения огнестрельного оружия

1. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую неотложную помощь, уведомить о происшедшем органы здравоохранения.

2. Уведомить о происшедшем в возможно короткий срок:

органы внутренних дел по месту применения оружия;

руководство предприятия, организации по месту работы охранника;

прокурора во всех случаях смерти и причинения телесных повреждений.

3. Обеспечить свидетельскую базу.

Особенности применения отдельных видов специальных средств

Резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

Наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

Слезоточивые средства. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство (Черемуха-10) и его аналоги, газовые пистолеты с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

Условия применения частными охранниками специальных средств

Применяются тогда, когда другими ненасильственными средствами защиты достичь нельзя.

Охранник при применении специальных средств обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремится в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершающих, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Порядок хранения оружия и боеприпасов.

Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 224 УК РФ)

1. Хранить оружие и боеприпасы к нему следует раздельно друг от друга в специально предназначенном и оборудованном для этого помещении.

2. При хранении оружие должно стоять на предохранителе.

3. При длительном хранении оружие надо законсервировать.

4. Оберегать оружие и боеприпасы от повреждений, ударов, падения.

5. Проводить регулярный технический осмотр оружия и боеприпасов.

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Техника безопасности при обращении с огнестрельным оружием

1) Не приступать к стрельбе из огнестрельного оружия, не изучив его устройства, взаимодействия составных частей, приемов разборки и сборки, ТТХ, методов обращения и ведения стрельбы.

2) Строго соблюдать правила обращения, эксплуатации, технического обслуживания и хранения оружия.

3) Не применять патронов от других моделей оружия.

4) Без необходимости не направлять оружие в сторону, где могут находиться люди, даже в тех случаях, когда оружие не заряжено.

5) После выхода из опасной ситуации или окончания стрельбы немедленно удалить патрон из патронника и поставить оружие на предохранитель.

6) Во всех случаях, не связанных со стрельбой, оружие должно быть поставлено на предохранитель.

7) Учебные стрельбы производить в специально оборудованных помещениях (тире) или на открытой местности (полигоне) с учетом безопасности для окружающих лиц.

8) Разборку, сборку, чистку, смазку оружия производить в специально отведенном помещении.

Меры безопасности при обращении с оружием (заряжание – разряжание)

1. Заряжание и разряжание оружия производится в специально отведенном и подготовленном для этого помещении, под руководством ответственного лица, строго по команде.

2. Не направлять оружие в сторону, где находятся или могут находиться люди, даже если уверен, что оружие не заряжено.

3. В случае появления в зоне ведения огня людей, животных, низко летящих целей или возникновения стихийных бедствий самостоятельно прекратить стрельбу и поставить оружие на предохранитель.

4. Производится осмотр оружия.

5. Заряженное оружие всегда ставить на предохранитель.

6. Не передавать без разрешения ответственного лица свое табельное оружие и не брать чужого.

7. Не оставлять оружие без присмотра.

8. После несения службы заряженное оружие разрядить и осмотреть.

9. Разряженное оружие и боеприпасы сдаются ответственному лицу из рук в руки.

Техника безопасности при проведении стрельбы из пистолета в тире

1. Учебные стрельбы из пистолета в тире проводятся строго под руководством преподавателя по огневой подготовке и по его команде.

2. Заряжать оружие только по команде руководителя стрельб.

3. Не заряжать оружие вне рубежа открытия огня.

4. Оружие всегда должно быть направлено в сторону мишени.

5. Не пропускать палец в спусковую скобу до команды открытия огня.

6. В случае возникновения непредвиденных ситуаций самостоятельно прекратить стрельбу и пистолет поставить на предохранитель.

7. По окончании стрельбы голосом доложить руководителю стрельбы.

8. По команде руководителя оружие предоставляется к осмотру.

Источник: https://www.webohrannik.ru/campoognewaja/poryadok-primeneniya-oruzhiya.html

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208 «Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273);

постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г.

Advocatus54.ru

Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются:

а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов — соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками;

б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) — командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения.

11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.

Предупреждение о применении оружия и боевой техники осуществляется путем подачи нарушителю (судну-нарушителю) принятых в международной практике предупредительных команд (сигналов) с требованием остановиться с дистанции, позволяющей нарушителю (судну-нарушителю) увидеть или услышать такие команды (сигналы).

12.

Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов

Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель.

Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства.

9.

Внимание В случае применения оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих органов федеральной службы безопасности, входящих в подразделение (группу). N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.
273); постановление

Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г.

N 1208» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.

4541). Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации 1.

Порядок применения оружия сотрудниками пограничных органов

Важно Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает: а) в составе пограничного наряда — старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки; б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата); в) на патрульном судне — командир осмотровой группы; г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, — старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки. 14.Их знание является частью общей компетенции военнослужащего, а соблюдение – гарантией обеспечения безопасности общества и государства, и одновременно соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При отсутствии других средств применение оружия при охране государственной границы это вынужденная мера, используемая для защиты личности, общества и государства.

Правовые основы применения оружия сотрудниками пограничных органов

Источник: https://helper-staff.ru/primenenie-oruzhiya-sotrudnikami-pogranichnyh-organov

Все необходимые права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: