Пример расчета нмц методом анализа рынка

Содержание
  1. Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример
  2. Приоритетный метод расчета: на чем основан
  3. Источники ценовой информации – откуда их получить
  4. Алгоритм и пример расчета НМЦК
  5. Откуда берется начальная максимальная цена закупки?
  6. Метод анализа рынка для расчета НМЦ
  7. Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка
  8. Нормативный метод определение НМЦ
  9. Тарифный метод расчета НМЦ
  10. Проектно-сметный метод расчета НМЦ
  11. Затратный метод определение НМЦ
  12. Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?
  13. Если цена занижена
  14. Что, если заказчик завысил НМЦ?
  15. Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше
  16. Метод сопоставимых рыночных цен: 5 основных ошибок
  17. Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года
  18. 5 основных нарушений при применении метода анализа рынка
  19. 1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика
  20. 2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях
  21. 3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем
  22. 4. В коммерческом предложении не указан срок его действия
  23. 5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда
  24. Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию
  25. Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену
  26. Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ
  27. Требование к обоснованию НМЦ
  28. Постановление 567: методические рекомендации по определению НМЦК
  29. Обоснование НМЦК
  30. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
  31. Нормативный метод
  32. Тарифный метод
  33. Проектно-сметный метод
  34. Затратный метод
  35. Прочие рекомендации
  36. Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
  37. Метод сопоставимых рыночных цен

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример

Пример расчета нмц методом анализа рынка

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену.

При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.

Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным.

Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки.

Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ. 

Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.

Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми. 

В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.

Источники ценовой информации – откуда их получить

Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
  • Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
  • При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ). 

Алгоритм и пример расчета НМЦК

Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его   требованиям.

Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.

К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):

Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.

Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:

На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.

К примеру:

Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.

Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen

Откуда берется начальная максимальная цена закупки?

Пример расчета нмц методом анализа рынка

Статья актуальна на 17 января 2018

НМЦ — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить на закупку. Ее устанавливает и обосновывает сам заказчик. В статье мы рассмотрим не только методы определения НМЦ, но и что делать, если цена контракта завышена или занижена.

Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.

Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:

  1. Метод анализа рынка,
  2. Нормативный метод,
  3. Тарифный метод,
  4. Проектно-сметный метод,
  5. Затратный метод.

Посмотрим на них внимательнее.

Метод анализа рынка для расчета НМЦ

Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета НМЦ методом анализа рынка заказчик может:

  • Использовать информацию из интернета,
  • Запрашивать цены в ЕИС,
  • У потенциальных поставщиков.​

Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.

Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.

Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка

ПоставщикЦена (руб. за тонну)Кол-во тоннИсточник получения информации
1Поставщик 145000,0065,9Коммерческое предложение от 24.08.2016
2Поставщик 245500,0065,9Коммерческое предложение от 24.08.2016
3Поставщик 346000,0065,9Коммерческое предложение от 24.08.2016

Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.

Нормативный метод определение НМЦ

Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам.

Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС.

Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.

Тарифный метод расчета НМЦ

Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.

Проектно-сметный метод расчета НМЦ

Используется при расчете цен на:

  • Строительство и реконструкцию зданий,
  • Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
  • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Затратный метод определение НМЦ

Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:

  • Затраты на производство или приобретение,
  • Реализацию, транспортировку, хранение,
  • Страхование и другие затраты.

Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может взять из контрактов, размещенных в ЕИС или других источниках.

Вот пример расчета НМЦ затратным методом из закупки на переподготовку медперсонала:

Наименование статьи расходов Сумма, руб.
Оплата труда 14412,72
Заработная плата, в том числе:11270, 50
— заработная плата ППС7889,35
— заработная плата АУП3361,15
Прочие выплаты211,89
Начисления на выплаты по оплате труда2930,33
Оплата работ или услуг5231,77
Услуги связи67,62
Транспортные услуги705,53
Коммунальные услуги142,01
Работы или услуги по содержанию имущества2211,27
Прочие работы, услуги2105,33
Прочие расходы193,85
Поступление нефинансовых активов2702,67
Увеличение стоимости основных средств2098,57
Увеличение стоимости материальных запасов604,10
ИТОГО22541,00

Можно использовать и другие методы, обосновав, почему нельзя использовать стандартный. Рекомендации по обоснованию и применению других методов может устанавливать правительство РФ в своих постановлениях.

Например, в этой закупке заказчику не удалось найти пять поставщиков, чтобы отправить им запросы. Он обосновал, почему не может применить метод анализа рынка, и рассчитывает НМЦ по трем запросам.

Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?

Если НМЦ определена корректно, то к закупке не будет вопросов от контролирующих органов. Она состоится, а участвовать в такой закупке выгодно для участников. Если НМЦ занижена или завышена, возникают спорные ситуации.

Если цена занижена

Есть два варианта:

  • Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
  • Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.

Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.

Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.

Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.

Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.

Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар

Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар

Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар

Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.

Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.

Что, если заказчик завысил НМЦ?

Такая закупка привлечет большое количества участников, которые снизят установленную цену до среднерыночной. Но при этом на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Если заказчик не обоснует цену перед ФАС, ему придется объявить новую закупку с корректной ценой.

Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше

Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.

Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:

  • Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).

В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1128-nmc

Метод сопоставимых рыночных цен: 5 основных ошибок

Пример расчета нмц методом анализа рынка

В данной статье мы поговорим о нарушениях, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк, включаемой в план-график.

Если быть точнее, то речь пойдет об обоснованности НМЦк, рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод расчета является основным, поэтому к нему приковано самое пристальное внимание.

 

Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование.  Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст.

18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.

2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены.

Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации.

Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.).

Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.).

В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки.

Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/metod-sopostavimyh-rynochnyh-cen/

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию

Пример расчета нмц методом анализа рынка

Определение начальной максимальной цены договора необходимо для проведения закупок при формировании извещения и закупочной документации, при рассмотрении и оценке поступивших на участие в закупках заявок.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).

На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности.

По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ.

Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема.

Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

Особенностью закупки у единственного поставщика будет то, что указанная в извещении цена и станет ценой по договору, так как ее снижение не предполагается.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок.

Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно.

В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке.

В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/maksimalnaa-cena.html

Постановление 567: методические рекомендации по определению НМЦК

Пример расчета нмц методом анализа рынка

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) представляет собой ценовой потолок, указываемый в закупочной документации в процессе выбора субъекта закупки на конкурентных принципах.

Установление начальной цены выше этой нормы является непреодолимым препятствием для заключения контракта.

Определение этого показателя имеет своей целью бережную трату средств бюджета в процессе госзакупок. Его размер способен оказывать влияние на выбор способа определения поставщиков и на скорость публикации в ЕИС сообщения о планируемой закупке.

НМЦК определяется в ходе составления закупочного плана-графика, написания извещения о планируемой закупке и подготовки закупочных документов, что в них затем и фиксируется.

Методические рекомендации содержат в себе формулы расчётов начальной стоимости и конкретные примеры их применения.

Если в ходе проведения закупок стоимость изменяется, это обязательно отражается в плане-графике.

Также в документах называется метод определения стоимости заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем контракта для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей.

Процессы назначения НМЦК регулируются ст. 22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013 г.

При этом следует иметь в виду, что методические рекомендации министерства не представляют собой нормативно-правовой акт и поэтому не обязывают заказчика их применять.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть приняты свои дополнительные рекомендации.

Вместе с тем корректность определения и обоснования НМЦК обязательно контролируется органами внутреннего государственного и муниципального финконтроля.

Особенного подхода требует закупочный процесс в рамках гособоронозаказа, назначение НМЦК при которых регламентируется положениями ФЗ № 275 от 29.12. 2012 г. Если касательно некоторых видов закупочных объектов ч. 19 ст. 22 44-ФЗ устанавливает конкретный список источников информации, посредством которых может быть определена НМЦК, данный перечень должен быть использован по назначению.

Также 567 приказ минэкономразвития об определении НМЦК оговаривает, что методрекомендации имеют право не применяться при проведении закупочных действий, подпадающих под условия ч. 22 ст. 22 44-ФЗ.

Обоснование НМЦК

Назначаемый размер данного показателя должен быть обоснован с помощью присовокупления к расчёту использованных при этом документов и справочной информации. Обоснование, подлежащее публикации в открытом доступе в интернете, при этом не должно нести в себе названий поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Для обоснования НМЦК постановление 567 предлагает следующую её форму, состоящую из:

1. Указания на предмет контракта.

2. Таблицы, поля которой нужно заполнить:

Основные характеристики объекта закупки
Используемый метод определения с его обоснованием
Расчёт
Дата подготовки обоснования

3. Подписей работника контрактной службы или контрактного управляющего, а также ФИО исполнителя.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Чтобы определить НМЦК, следует её сформировать на расчётной основе.

Чаще всего для этого используется метод сопоставимых рыночных цен, базирующийся на анализе рынка.

Посредством этого способа на основе данных о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, которые предлагается закупать, или заменяющих их однородных закупочных объектов назначается стартовый размер стоимости контракта. С этой целью по итогам рыночного анализа необходимо:

  1. Найти имеющиеся на действующем рынке субъекты закупок, которые корреспондируются с их описанием, осуществлённым согласно условиям ст. 33 44-ФЗ.
  2. Распределить выделенные закупочные объекты по категориям идентичности или однородности. При этом под идентичностью понимаются одинаковые характеристики, присущие каким-либо товарам, работам, услугам, а под однородностью подразумеваются качества закупочных объектов, которые не обладают идентичностью, но располагают похожими характеристиками и состоят из схожих компонентов, позволяющими их взаимно заменять.

Для приобретении сведений о действующих на рынке ценах на товары, работы, услуги полезно:

  • запросить ценовую информацию минимум у 5 поставщиков, подрядчиков, исполнителей , которые располагают опытом поставок аналогичных закупочных объектов;
  • запросить информацию о стоимостных показателях в госзакупочной сфере ЕИС;
  • произвести поиск информации о стоимостном уровне в контрактном реестре заказчиков;
  • собрать и проанализировать общедоступную ценовую информацию.

Вместе с этим не следует в процессе расчёта НМЦК использовать информацию о ценах, если она:

  • предоставлена лицами, фигурирующими в реестре недобросовестных субъектов закупок;
  • получена из анонимных источников;
  • содержится в документации, которую заказчик получил по своим запросам и которая не отвечает требованиям, заявленным заказчиком в отношении подобной документации.

При данном методе используется такая формула:

,

в которой:

  • НМЦКрын — НМЦК, которая определяется методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • v — количество (объём) закупаемого товара, работы, услуги;
  • n — количество значений, используемых в расчёте;
  • i — номер источника ценовой информации;
  • Цi — цена единицы закупочного объекта, которая представлена в источнике с номером i и скорректирована с учётом индексов, применяемых для перерасчёта цен товаров, работ, услуг, учитывая различия в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Нормативный метод

Нормативный метод согласно описываемому приказу № 567 посредством методических рекомендаций расчёта НМЦК способен использоваться как самостоятельно, так и в виде дополнения к вышеприведённому.

Он базируется на потолке цен на некоторые типы закупочных объектов, который установлен правительством. Список данных закупочных объектов приводится на сайте ЕИС.

Чтобы определить искомый показатель по нормативному методу, рекомендуется применять следующую формулу:

НМЦКнорм = VЦпред,

в которой:

  • НМЦКнорм — НМЦК, определяемая нормативным методом;
  • V — количество (объём) закупаемого товара (работы, услуги);
  • Цпред — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.

Если нормативный метод применяется совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), то полученная с помощью последнего метода значение не должно превышать величину, определённую посредством данной формулы.

Тарифный метод

Этот метод предназначен для использования, когда стоимость единицы товаров, работ, услуг регулируется гостарифами.

Здесь, как и в предыдущем варианте, начальная цена представляет собой произведение количества закупаемого объекта и тарифа. Отличаются оба эти метода только тем, что в первом применяется максимальная стоимость в пределах нормирования госзакупок, а во втором используется определённый уровень стоимости на некоторые закупочные объекты.

Формула определения искомого значения этим методом выглядит так:

НМЦКтариф = VЦтариф,

в которой:

  • НМЦКтариф — НМЦК, определяемая тарифным методом;
  • V — количество (объём) закупочных объектов;
  • Цтариф — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, определённая в пределах госрегулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Проектно-сметный метод

Данный метод применяется при назначении НМЦК в ходе строительства, реконструкции, капремонта и прочих подобных работ, обозначенных в 44-ФЗ. Определяется начальная максимальная цена контракта на базе имеющейся проектной документации.

При этом заказчику следует применять принцип целесообразности расходов, исходя из которого следует выбирать наименьший размер НМЦК.

Затратный метод

Если нет возможности применить какой-либо из вышеперечисленных методов, то на помощь может прийти затратный метод. Он представляет собой сумму произведённых затрат и обычной для конкретной сферы деятельности прибыли.

К недостаткам этого метода относится возможность вольно трактовать понятие «обычная прибыль».

Прочие рекомендации

Ч. 16 ст. 34 44-ФЗ устанавливает случаи, которые вместе со случаями, указанными в правительственных документах, могут служить критериями для заказчика, оценивающего заявки участников закупок с позиции стоимости жизненного цикла товаров или возведённых в процессе выполнения строительных работ объектов.

А чтобы найти общедоступную информацию для определения и обоснования НМЦК, рекомендуется разместить соответствующий запрос на официальном портале госзакупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях.

Кроме того, можно использовать информацию, содержащуюся в:

  • каталогах, описаниях товаров, рекламной продукции;
  • биржевых котировках;
  • государственной статотчётности;
  • официальных источниках информации госорганов и муниципальных образований;
  • информационно-ценовых агентствах;
  • общедоступных данных анализа рынка.

Являясь краеугольным камнем в закупочной деятельности, начальная (минимальная) цена контракта может как стимулировать процесс закупок, экономя при этом бюджетные средства, так и полностью его приостановить при грубых ошибках в её определении. Однако при всей сложности данного процесса точное следование методическим рекомендациям гарантирует конечных успех госзакупок.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/postanovlenie-567-metodicheskie-rekomendacii-po-opredeleniju-nmck

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Пример расчета нмц методом анализа рынка

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

, где

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Все необходимые права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: