Ст 105 14 нк рф с комментариями

Ст 105 14 НК РФ

Ст 105 14 нк рф с комментариями

 1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом).

Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с

 подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6611):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах) (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6611);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-5 пункта 2 настоящей статьи.

Информация о контролируемых сделках

Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие “внешняя торговля товарами” используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса.

При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14-2 и главы 14-3 настоящего Кодекса.

10.

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105-3 настоящего Кодекса.

(Статья 105-14 введена Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4575)

Статья 1…105‑12105‑13105‑14105‑15105‑16…398

Источник: https://official-document.ru/st-105-14-nk-rf/

Глава 14.4 НК РФ

Ст 105 14 нк рф с комментариями

Налоговый Кодекс РФ ,часть 1

Статья 105.14. Контролируемые сделки

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 в части признания контролируемыми сделками сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход применяются с 1 января 2014 года (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

  • 1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • 2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • 3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

При применении положения подпункта 1 пункта 2 статьи 105.14 в 2012 и 2013 годах сумма доходов по сделкам между лицами, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 105.14 составляет:

за 2012 год – 3 млрд. рублей;
за 2013 год – 2 млрд. рублей (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

  • 1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
  • 2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • 3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  • 4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
  • Положение подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 применяется с 1 января 2014 года (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
  • 5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.
4.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки

Источник: https://k-aydit.ru/glava-14.4-nk-rf-kontroliruemye-sd

Ст. 105.14 НК РФ новая редакция 2019 года: комментарии и изменения

Ст 105 14 нк рф с комментариями

В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

пп.

1 совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом).

Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

пп.

2 сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

пп.

3 сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

П.2 ст.105.14 НК РФ

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

пп.

1 стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.

2 одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

пп.

3 хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

пп.

4 одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.

5 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.

6 сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

Источник: https://nk-rf.ru/st-105-14-nk-rf/

Статья 105.14 НК РФ

Ст 105 14 нк рф с комментариями

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка — это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки — это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
  • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.
  • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
  • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
  • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
  • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

Сделки, которые не считаются контролируемыми

Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

  • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
  • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
  • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.
  • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
  • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
  • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
  • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

Товары контролируемых сделок

Контролируемая сделка — это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

  • Драгоценные камни.
  • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
  • Черные металлы.
  • Цветные металлы.
  • Драгоценные металлы.
  • Минеральные удобрения.

Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

  • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
  • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период.

То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом.

Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении.

Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка.

Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

  • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.
  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

  • Ст 126 НК РФЧасто ли наказывают по п. 1 ст. 126 НК РФ?П. 1 ст. 126 НК РФ…
  • Ст 122 НК РФСт. 119 налогового кодекса РФ: какой штрафСогласно п. 1 ст. 119 НК РФ настоящая санкция…
  • ОКВЭД аренда помещенийОперации с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основеПодкласс 68.3 содержит две группы кодов:…
  • Налоговый период НК РФНалоговый календарь для ИППодробнее о налогообложении ИП. Самый простой налоговый календарь у ИП, не имеющих…

Источник: https://zullus.ru/statya-105-14-nk-rf/

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Ст 105 14 нк рф с комментариями

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими.

И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды.

Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.  

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.  

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами.

Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога.

К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.

1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:  

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5281

Все необходимые права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: